порождение

  • 81БАШЛЯР — (Васhе1аd) Гастон (1884 1962) французский философ и методолог, психолог, культуролог. Основоположник неорационализма (интегрального рационализма, прикладного рационализма, диалектического рационализма, нового материализма). Самоопределял себя как …

    Новейший философский словарь

  • 82АРСЕНЬЕВ —         Николай Сергеевич (1888 1977) философ, богослов, культуролог, литературовед, унаследовавший идеи ранних славянофилов (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков), испытавший влияние С.Н. Трубецкого и С.Н. Булгакова. В 1910 окончил Моск. ун т, с 1914… …

    Энциклопедия культурологии

  • 83АРТЕФАКТ —         (от лат. искусственно сделанный) в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естеств. и искусств. объектов.         В эстетике термин… …

    Энциклопедия культурологии

  • 84БЕНН —         (Benn) Готфрид (1886 1956) – нем. поэт, писатель, теоретик искусства и культуры. Мировоззрение Б. сложилось под влиянием идей Ницше, Шпенглера и др. представителей “философии жизни”, а также филос. антропологии и глубинной психологии.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 85ВЕРИФИКАЦИЯ —         в культурологии (позднелат. verificatio доказательство, подтверждение верности или истинности чего либо; от лат. verus истинный и facio делаю) установление истинности тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о культуре в знании о… …

    Энциклопедия культурологии

  • 86ВОРРИНГЕР —         (Worringer) Вильгельм (1881 1965) нем. теоретик и историк искусства. Продолжил усилия Вёльфлина и Ригля по выявлению форм самоопределения худож. культуры, придав этим морфологич. поискам особо контрастное и экспрессивное выражение.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 87ИСТОРИЗМ —         принцип рассмотрения мира, природных и социально культурных реалий в динамике их изменения, становления во времени, развития. Видение истории как опр. целостности, обладающей имманентным смыслом, необходимостью, на базе к рой зачастую… …

    Энциклопедия культурологии

  • 88ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ —         осмысление истории через категории культуры, ценностно смысловое наполнение процессуальных структур истории. В 20 в. под непосредственным и косвенным влиянием символистских и феноменологич. филос. концепций, экстраполируемых с культуры на …

    Энциклопедия культурологии

  • 89КУЛЬТУРА —         (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)         совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 90МАРКУЗЕ —         (Marcuse) Герберт (1898 1979) нем. амер. философ, культуролог, один из основателей и ведущих представителей Франкфурт, школы. С 1917 МАРКУЗЕ социал демократ; после убийства Р. Люксембург и К. Либкнехта вышел из социал демократ, партии. В… …

    Энциклопедия культурологии

  • 91МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ —         раздел наук о культуре (культурологии социально научного направления), в рамках к рого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования …

    Энциклопедия культурологии

  • 92НООСФЕРА —         (сфера разума)         особый этап в развитии биосферы, в к ром решающее значение приобретает духовное творчество человечества.         Понятие Н. было введено в к. 20 х гг. франц. палеонтологом, математиком и философом Э. Ле Руа (1870… …

    Энциклопедия культурологии

  • 93ОБРАЗЕЦ КУЛЬТУРНЫЙ —         понятие устойчивой конфигурации связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, к рая обусловливается опр. типами ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, по к рым оцениваются действия человека… …

    Энциклопедия культурологии

  • 94ПРОЦЕССЫ КУЛЬТУРНЫЕ —         изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Хотя П.к. эмпирически проявляются в совокупности культурных событий, эти понятия не тождественны.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 95СИМВОЛ —         (от греч. знак, примета)         1) в искусственных формализованных языках понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством содержат,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 96ФОРМА КУЛЬТУРНАЯ —         совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символич. функции, на основании к рых производится его идентификация и атрибуция. При этом не следует смешивать понятие Ф.к. как …

    Энциклопедия культурологии

  • 97ЦЕННОСТИ —         важнейшие компоненты человеч. культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование укоренено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и… …

    Энциклопедия культурологии

  • 98МАМАША КУРАЖ — (нем. Mutter Courage) героиня пьесы Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». События, происходящие в пьесе, относятся ко времени Тридцатилетней войны и продолжаются около двенадцати лет: с весны 1624 по январь 1636 года. Маркитантка Анна Фирлинг,… …

    Литературные герои

  • 99Герион — см. Геркулес. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) ГЕРИОН (Γηρυών), в греческой мифологии трёхголовый и трёхтуловищный великан, сын рождённого из крови горгоны Хрисаора и… …

    Энциклопедия мифологии

  • 100Сфинкс — (Sphinx, Σφίγξ). Чудовище женского рода, имевшее крылатое туловище львицы, а голову и грудь женщины. Оно жило близ Фив на скале и убивало каждого, кто не мог разгадать задаваемой им загадки: “что ходит утром на 4 х ногах, в полдень на 2 х, а… …

    Энциклопедия мифологии